Предисловие к сборнику "Музыка и жизнь"
МУЗЫКА И ЖИЗНЬ
Музыка и жизнь – тема вечная. В сущности, она безгранична, и ее не исчерпать даже в цикле больших статей. Но я не собираюсь философствовать на эту тему «вообще». Задача моя гораздо скромнее. Я хочу затронуть один исключительно важный и наболевший вопрос – о роли и значении музыки в жизни народа и недостатках, мешающих дальнейшему развитию нашей массовой музыкальной культуры. Думаю, что нам музыкантам, очень полезно иногда отвлечься от профессиональных – пусть даже важных – частностей нашего искусства и взглянуть на него широко, всеохватно, в тесной связи со всей быстротекущей жизнью нашей.
Многие факты говорят о том, что нынешний уровень и размах музыкальной культуры масс не соответствует все возрастающим требованиям современности. Это вызывает серьезную тревогу, и не только у меня. По этим же вопросам горячо и взволнованно выступала в нашем журнале писательница Мариэтта Шагинян. Не так давно газета «Советская культура» опубликовала ряд статей и писем читателей о неудовлетворительном состоянии массовой музыкально-воспитательной работы (статья А. Свешникова о музыкальном воспитании детей, статья А. Борина и А. Гербера «Зачем инженеру Чайковский?» и отклики на нее). Серьезные недостатки в этой области волнуют и многих других товарищей — профессиональных деятелей и рядовых любителей музыки, радеющих о процветании нашего искусства, о многообразной и полнокровной жизни музыки в массах.
Мне часто приходится ездить по стране, выступать, встречаться со слушателями. Я люблю эти живые, непринужденные беседы с публикой – кажется, что открываешь «тайники чувств» многих людей, узнаешь их чаяния, запросы, вкусы. Студенческое общежитие, воинская часть, эстрада городского парка, школа, колхозный клуб – одна большая трибуна. Выступая с этой трибуны, мы должны чутко прислушиваться к голосу народа.
Нередко приходится слышать горькие сетования: «У нас в последние годы стали меньше петь»; «молодежь наша не проявляет живого, активного интереса к серьезной музыке, слабо посещает симфонические концерты и оперные спектакли...» Композиторы, особенно из тех, кто живет далеко от Москвы (например, в Казани, Куйбышеве, Уфе и др.), жалуются: «Нашу музыку негде и некому исполнять. Пишем мы новые произведения и... складываем в стол». «Нет необходимых нот, не хватает инструментов», – говорят самодеятельные музыканты. – О нашем развитии не заботятся. Живя вдали от культурных центров, мы годами не слышим серьезной музыки». «Эстетическое воспитание школьников запущено. Школа не дает детям музыкальных познаний», – сетуют родители. Этот хор разноречив; попробуем разобраться в существе явлений.
Жизнь наша стремительно идет вперед. Советский народ возводит новые города, строит заводы и фабрики, осваивает необъятные пространства целинных земель; возникают новые вузы, школы, библиотеки, клубы, сады, парки, дома отдыха и т. д. Кипит созидательная работа замечательных советских людей.
Какое же место занимает музыка в жизни, в быту миллионных масс народа? Увы, пока еще весьма скромное. Музыкальному искусству все еще не придается того значения, которое ему по праву надлежит занимать в жизни народа (я имею в виду музыку классиков и лучшее, что создается современными композиторами). Часто еще «обходятся» без музыки; ее отсутствие многих не очень-то тревожит. Порой это оправдывают занятостью неотложными делами. Но ведь это опасная отговорка, чреватая серьезными последствиями. В борьбе за культурного, разносторонне развитого человека нового социалистического общества мы не имеем права игнорировать прекрасное искусство музыки, смотреть на нее только как на легкий довесок к жизни.
Советский строй поднял к жизни миллионы людей, до революции влачивших жалкое существование. Октябрь раскрепостил духовные силы народа. Культура широким фронтом двинулась в массы. Но эстетическое и особенно музыкально-эстетическое воспитание масс все еще очень отстает. Не побоюсь сказать острее: с годами все явственнее ощущается разрыв между ростом материального благосостоянии масс и удовлетворением их не менее быстро растущих духовных запросов. Вероятно, этому содействовала и трудная полоса войны; ее последствия особенно тяжело сказались и сказываются в развитии нашей массовой музыкальной культуры. Здесь еще много изъянов. Один из них - низкий уровень музыкального воспитания.
Обратимся к общеобразовательной школе. Общеизвестна жизненно важная роль музыкального воспитания детей в школе, где они должны учиться пению, нотной грамоте. Однако регулярные занятия пением проводятся лишь в немногих школах. По-прежнему не хватает педагогов, способных преподать детям основы музыкальных познаний; в ряде школ нет музыкальных классов с необходимым инструментарием; мало внимания уделяется созданию школьных хоров и оркестров.
Подготовка кадров учителей музыки для общеобразовательных школ, педагогических училищ и вузов, ремесленных училищ, школ-интернатов и коллективов самодеятельности – дело большой государственной важности. Но как медлительно подвигается это дело! Между тем, не решив этой важной проблемы, трудно говорить о подъеме массового музыкального воспитания. Не боясь преувеличения, можно сказать, что успешное развитие массовой музыкальной культуры находится в прямой зависимости от подготовки учителей пения, музыкантов-педагогов, умеющих вызвать интерес к музыке, любовь к ней, способных организовать самодеятельный хор или оркестр в школе, на заводе, в институте, в парке, в лагере, в доме отдыха и т. д.
Музыкальное просвещение – неотъемлемая часть общего движения за коммунистическую культуру. Музыка является могучим этическим и эстетическим фактором в жизни народа. Она облагораживает нравы, возвышает чувства, вносит в быт красоту, организует и сплачивает коллектив людей.
Вспоминаю свои молодые годы – они были пронизаны звучанием музыки: песни, танцы, хоровое пение в учительской семинарии, домашнее музицирование. Помню первое знакомство с серьезной музыкой, которую я услышал в исполнении квартета энтузиастов-любителей у нас в уездном городке Скопине. Это все незабываемые картины, озарившие мою юность, как, впрочем, и многих людей моего поколения.
Нам не может быть безразлично, что и как поет, что и как любит в музыке нынешняя молодежь!
Мы часто наблюдаем печальные результаты однобокой системы воспитания: многие молодые люди, не имея элементарных навыков и познаний в музыке, не умеют не только петь, но и слушать музыкальные произведения. Им недоступны богатства музыкальной классики. Именно в такой отсталой среде возникают невежественные вопросы: «Зачем, мол, инженеру Чайковский?» Барометр вкусов молодежи в отношении музыки не должен колебаться где-то между «безразлично» или «без этого можно прожить». К сожалению, так иногда бывает!
Недавно я поехал в подмосковный город Загорск. Там построен новый прекрасный клуб с большим театральным залом. Местные руководители решили отметить открытие клуба торжественно: пригласили на несколько спектаклей артистов Большого театра. Дали оперу «Севильский цирюльник» специально для молодежи. Большое, радостное событие для маленького города! И что же, на первом спектакле в зале, вмещающем более тысячи человек, сидело не более трехсот слушателей, на следующем и того меньше. Местные руководители, рассказывая мне об этом, разводили руками: откуда у загорской молодежи такое равнодушие к опере? Да оттуда же – от невоспитанности! Видимо, здесь никто не занимался эстетическим воспитанием молодежи – дело, мол, второстепенное. И что же – хорошие ребята остались полуневеждами, равнодушными к прекрасному в жизни и в искусстве.
Еще пример. Мне недавно показали письмо группы студентов... Вот что написали они, прослушав радиопередачу, посвященную классической музыке: «Уже несколько раз пытались мы слушать увертюры, симфонии и оперы, найти в них что-то жизненное, но ничего не получалось. Вот передавали по радио «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского, и мы свободно вздохнули, когда закончилась музыка, – уж никак не похоже это на рассвет! Охотников слушать симфоническую музыку не так много, и им хватит мест в оперных театрах и концертных залах. Пусть они там регулярно «наслаждаются» этими классическими трехчасовыми раздражениями...» И далее: «Что жизненного в опере «Снегурочка»? Как ее понимать, если в ней нет ничего реального? Чем эта музыка может помочь в работе? Нет уж, увольте. Лучше вместо этого десять раз послушать Шульженко или Бунчикова».
Могут сказать, что подобные факты – случайны и что такое письмо не нуждается в комментариях. Нет, нуждается! Это слишком тревожный симптом, чтобы отнестись к нему равнодушно. Предоставленная самой себе, наша молодежь часто обращается в искусстве к внешнему, второстепенному, что обычно подается в заманчиво-рекламной форме. Например, «Голубой джаз»: почему голубой, одному богу известно; но пикантное название само по себе уже интригует. Я совсем не против увлечения хорошей легкой музыкой, но нельзя не заметить, что это увлечение подчас принимает, мягко выражаясь, странные формы. Прошедшим летом в Центральном парке культуры и отдыха можно было наблюдать, как десятитысячная аудитория Зеленого театра слушает посредственный эстрадный концерт, в то время как на открытой площадке того же парка симфонический оркестр исполняет шедевры классической музыки – и скамейки заполнены двумя сотнями слушателей...
Мы часто говорим о своей любви к музыке. Но ведь этого еще мало. Необходимо развивать в массах потребность ежедневного общения с музыкой – бывать в театре или концерте, самому петь, играть, заниматься домашним музицированием. Последнее особенно важно для развития музыкального вкуса. Об этом не раз напоминали великие композиторы прошлого. Человек, чье сердце не затронуто музыкой, глух и слеп: от него сокрыты многие богатства жизни.
Пение – вход в страну музыки. Именно пение рождает в человеке осмысленное, сознательное восприятие музыки. Только так человек может научиться глубоко понимать Баха, Моцарта, Бетховена, Глинку, Мусоргского, Чайковского...
Народы Советского Союза славились и славятся своей музыкальностью. У нас издавна сложились прекрасные певческие традиции. Эти традиции, конечно, живы и развиты искусством наших лучших музыкальных коллективов. Но ведь надо, чтобы и в массовом быту песня звучала широко – во весь голос. К сожалению, в последние годы утрачиваются хорошие традиции массового хорового пения, все реже слышишь в быту стройное многоголосие; на смену ему приходит убогий унисон, в котором пропадает красота хорового искусства.
Народ наш безмерно талантлив, в нем всегда жила, и живет любовь к прекрасному искусству музыки. В жизни и творчестве народа берут начало наши замечательные песенные традиции, которые и в прошлом служили прочной основой развития музыкальной культуры в широких слоях населения нашей страны.
После Октября (в двадцатые и тридцатые годы) эти традиции получили новый невиданный размах, обогатились многообразными формами и методами массовой музыкально-просветительной работы. Именно тогда были предприняты меры для создания широкой системы народного музыкального воспитания и образования. Кадры для этого готовились не только в музыкальных училищах (техникумах), но и в консерваториях – на отделениях музыкального воспитания, педагогических факультетах, которые впоследствии были ликвидированы. Кроме того, существовал специальный Институт повышения квалификации работников массового музыкального воспитания.
Все это способствовало успешной работе многочисленных хоров, музыкально-драматических кружков, ансамблей, оркестров – в школах и вузах, в клубах и на предприятиях, в парках и садах. В Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького организована была первая массовая музыкальная школа, где все желающие, независимо от возраста и профессии, могли получить начальное музыкальное образование.
Помню, в 1926 году я занимался с самодеятельными коллективами при Центральном клубе работников связи. Хор и певцы-солисты исполняли сложные классические произведения, а постановка комической оперы «Корневильские колокола» поразила профессиональным уровнем исполнения даже опытных артистов, которых пригласили на премьеру.
Взять хотя бы и более поздние годы. Мне не забыть, как на первомайском параде 1936 года выступили три многотысячных сводных хора. Первый хор составляли старые рабочие, ветераны революционного движения. Они открыли демонстрацию, исполнив на Красной площади ряд боевых пролетарских песен (в том числе «Смело, товарищи, в ногу!»). Затем шествовал молодежный хор со своими песнями, наконец, хор юных пионеров. Какая это была волнующая картина! И как жаль, что мы забываем эти традиции, рожденные нашим укладом жизни.
Правда, за последние годы получила широкое развитие художественная самодеятельность, охватывающая громадную массу трудящихся. В этой области мы достигли немалых успехов, но – надо прямо сказать – главным образом в количественном отношении. Самодеятельных коллективов, ансамблей теперь гораздо больше. А ведь систематическая работа над воспитанием музыкальных вкусов, над повышением качества художественного исполнения во многих самодеятельных коллективах по-настоящему не налажена! И потом, кому не известно, что в самодеятельном искусстве еще очень сильны черты парадности, кампанейщины. Если идет подготовка к какому-нибудь смотру, резко увеличивается число хоровых коллективов, духовых и домровых оркестров, срочно разыскиваются и привлекаются талантливые певцы и исполнители-инструменталисты, шьются богатые костюмы, проводятся репетиции. Работа кипит! Иногда даже на местные смотры приезжают из столицы крупные музыканты. Но проходит смотр, коллективы – прежде всего сводные хоры и оркестры, на организацию которых было положено столько сил и средств, – распадаются; работа самодеятельности свертывается до нового смотра или праздника. Уж сколько раз об этом говорилось и писалось, но кампанейщина все не ликвидирована. Крайне отстают от требований жизни профессиональные коллективы, концертные организации, музыкально-учебные заведения. Надо значительно расширить сеть филармоний, оперных театров, симфонических оркестров и камерных ансамблей, консерваторий и музыкальных училищ. Для нашей громадной страны их явно недостаточно, а потому и воздействие на музыкальную жизнь ограниченно. К тому же расположены они главным образом в крупных городах.
Взгляните на Восток – есть целые края, области, районы, не имеющие своих очагов профессиональной музыкальной культуры: консерваторий, музыкальных училищ и школ, оперных театров, оркестров, хоровых коллективов, камерных ансамблей. А между тем – как все это необходимо, особенно в районах больших новостроек и целинных земель, куда с разных концов страны стекаются тысячи и тысячи новоселов. Медленно, очень медленно поспешает Министерство культуры в деле организации на местах музыкальных театров, симфонических оркестров, камерных ансамблей.
Хоровые коллективы при местных филармониях подчас становятся коммерческими предприятиями – их деятельностью частенько руководит не просветительская работа, а прибыль, финансовый план. На примере хоровой музыки ясно видны плоды подобного «состояния умов» в управлениях искусств, филармониях, союзах композиторов. А. Свешников рассказывал мне, что руководимый им хор подготовил две специальные программы – итальянской и французской хоровой музыки. Слушатели проявили большой интерес к прекрасным образцам хорового искусства, прозвучавшим к тому же в отличном исполнении. Но ни радио, ни Дом звукозаписи не вынесли эту музыку на широкое всенародное обозрение. К сожалению, подобное равнодушие к хоровой музыке свойственно еще многим концертным организациям.
Известно, какое значение хоровому искусству придавал великий Ленин. Вспомните его замечательные статьи — «Евгений Потье (к 25-летию его смерти)» и «Развитие рабочих хоров в Германии». В первой, говоря об авторе «Интернационала», В. И. Ленин назвал Потье «одним из самых великих пропагандистов посредством песни». Вторая статья посвящена незначительному, казалось бы, событию на фоне международной жизни того времени (1913 год) – число рабочих-певцов в Германии достигло ста тысяч. В. И. Ленин отметил это событие. Он любил и понимал песню, понимал важную роль массового хорового движения в жизни народа. Надо ли после этого подчеркивать громадное жизненное значение развития хорового искусства в наши дни!
Мы, музыканты, еще мало практически способствуем повышению эстетического уровня широчайших масс слушателей. Надо вызвать в массах «аппетит» к хорошей музыке, помочь сотням тысяч людей ближе и глубже познать это искусство. Ведь стоит в нашем народе пробудить инициативу, как хорошее начинание быстро становится всеобщим достоянием. Напомню хотя бы движение праздников песни, которое приобретает все более широкий размах. Надо горячо, активно поддержать это движение во всей нашей стране — оно даст благие результаты, окажет неоценимую помощь развитию всей нашей многонациональной музыкальной культуры.
Мы должны свято помнить и неуклонно руководствоваться мудрыми словами В. И. Ленина: «Для того, чтобы искусство могло приблизиться к народу и народ к искусству, мы должны сначала поднять общий образовательный и культурный уровень». Будем откровенны: наша деятельность в этом направлении еще не всегда удовлетворительна. Мы часто занимаемся вопросами музыкального искусства в отрыве от жизни, забывая о тех, для кого, в сущности, и должны решаться все творческие проблемы, – о широких народных массах. Музыкальное просвещение и воспитание масс – вот задача, успешное решение которой обеспечивает подлинный расцвет музыкальной культуры.
Необходимо коренным образом улучшить систему музыкального воспитания в школе. Музыка должна войти в школьные классы, зазвучать перед юным поколением во всей своей красе. Эта мысль всегда занимала русских просветителей. Проблема доступности и действенности искусства вечна, как мир. Наше общество может и должно, как всегда, смело, революционно решить ее. Еще Л. Толстой мечтал о времени, когда искусство разольется в народе, станет доступным, потому что «все будут в первоначальных народных школах обучаться музыке и живописи... наравне с грамотой». Это время настало и обогнало нас. Надо поспешить с решением задачи массового музыкального воспитания нашего юношества. Иначе мы рискуем очень многим.
Необходимо, наконец, создать Всесоюзное музыкально-просветительное общество, которое непосредственно занималось бы пропагандой музыки в массах, способствовало бы развитию народного музыкального образования и просвещения.
Почему не вспомнить благородные традиции прошлого – Бесплатную музыкальную школу, народные консерватории? В этом начинании участвовали виднейшие музыканты, передовые представители русской художественной интеллигенции. Балакирев, Римский-Корсаков, Стасов пеклись о Бесплатной музыкальной школе, как о деле громадной общественной важности. Как не помянуть добрым словом прогрессивных музыкантов, трудившихся в музыкальном отделе Народного университета имени Шанявского – В. Пасхалова, Н. Брюсову, М. Букиника, А. Крейна, Б. Подгорецкого и многих других! Много сделали они для подъема музыкальной культуры народа.
Надо возродить и широко развить эти благородные традиции! Не грех нам перенять и ценный опыт постановки музыкального образования у братских народов Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической республики. Массовая просветительская деятельность ведется там с большим размахом.
Общество, о котором я говорю, проводило бы широкую музыкально-просветительскую работу: организовывало бы лекции, бесплатные концерты, устраивало праздники песен, конференции слушателей, фестивали, издавало массовым тиражом ноты, популярные брошюры, методические пособия и т. д. По всей стране надо регулярно проводить фестивали Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, смотры творчества советских композиторов и прогрессивных музыкантов зарубежных стран. Это пробудило бы настоящий массовый интерес и к современному музыкальному творчеству.
Да, я уповаю на такое общество. Оно могло бы объединить наши силы в деле музыкального воспитания масс, могло бы активизировать рост музыкальной культуры в гораздо более широких, чем ныне, масштабах. И в этом отношении большую помощь могут и обязаны оказать Министерство культуры СССР, Центральный Комитет ВЛКСМ, ВЦСПС, союзы композиторов, общественные организации, органы печати.
Как много мог бы помочь музыкальному воспитанию молодежи наш комсомол и его боевой штаб – ЦК! К сожалению, вопросами музыкального воспитания молодежи комсомольские работники занимаются очень мало. Правда, на съезде комсомола было высказано немало хороших слов и ценных пожеланий о необходимости развивать хоровую культуру, помогать музыкальному воспитанию! Но, увы, слова остались словами. «Мы руководим молодежью, а музыкой пусть занимаются союзы композиторов, консерватории», – вот как примерно рассуждают некоторые комсомольские вожаки. Какое заблуждение! Если бы ЦК ВЛКСМ положил бы на развитие музыкального образования хоть десятую долю тех усилий, какие расходует он, например, на развитие спорта, – многое и в нашем деле давно изменилось бы к лучшему.
Конечно, размаху спортивного движения в нашей стране можно только радоваться. Но нам хотелось бы видеть подобные успехи и в музыке, чтобы наряду с физической росла бы и эстетическая культура нашего народа! Спортсмены получили прекрасный подарок – Центральный стадион имени В. И. Ленина в Лужниках. А вот у нас в Москве негде провести Праздник песни – нет специального певческого поля (какие есть, например, в Риге и Таллине). Разве комсомол не мог бы проявить в этом деле инициативу?
А какое замечательное поприще для музыкального воспитания молодежи представляет Советская Армия! У нас в армии многому учат солдат, но вот музыка как-то «не принимается в расчет». Мало учат солдат хорошим песням и хорошему их исполнению. Принято почему-то считать, что заниматься с солдатами музыкой – совсем не дело офицеров. Никак нельзя с этим согласиться. Ведь даже в старой русской армии, например, ежедневно проводился «час песни». Солдаты пели по взводам, ротам. Так выявлялись лучшие певцы, запевалы.
Особо следует сказать о прессе. О музыке в газетах пишут редко, скупо и в ряде случаев не очень грамотно. Работники печати, и не только общей, недооценивают роль и значение музыки в культурной жизни народа. Даже постоянную музыкальную хронику не могут как следует наладить!
В редакциях газет мало людей, сведущих в музыке. Не потому ли в освещении вопросов искусства газеты так похожи одна на другую? Печать – огромная сила, способная многое сделать для подъема музыкальной культуры масс. Мы должны потребовать от наших газет и журналов активной помощи этому высокому делу. Давно назрела пора восстановить то, что у нас было в довоенные годы – массовые музыкальные журналы, музыкальную газету.
От разговоров о роли и значении музыки в жизни народа надо переходить к делу. Ведь все ясно! Надо приниматься за серьезную, ежедневную организационно-творческую работу. И звено за звеном вводить музыкальное образование в школах (от первого до последнего класса), наладить систематическую подготовку кадров музыкантов-педагогов, расширять сеть музыкальных учебных заведений, филармоний, совершенствовать их работу, больше заниматься развитием художественной самодеятельности, создать Всесоюзное музыкальное просветительное общество. Нужно пересмотреть работу музыкального радиовещания, телевидения, Дома звукозаписи, потребовать от союзов композиторов и других творческих организаций действенной помощи делу музыкального просвещения народа.
На все это нужны средства, но не только в них дело. Главное – в людях, в их любовном, преданном отношении к делу народного музыкального просвещения. Стоит кликнуть клич – и отзовутся сотни педагогов, студентов музыкальных училищ и консерваторий, композиторов, артистов; они с радостью пойдут работать в школы, рабочие и колхозные клубы.
У нас немало отличных музыкантов, энтузиастов, отдающих свои силы музыкальному воспитанию народа. Нужно поднять в массах авторитет педагога, поддержать его (и морально, и материально).
Передо мною небольшая брошюра преподавателя литературы Мундыбашской средней школы (Кемеровская обл.) Н. А. Капишникова – «Оркестр народных инструментов в школе» (издательство Академии педагогических наук, 1956 г.). Я читал брошюру с огромным волнением. Какое большое, нужное дело двигает этот простой любитель музыки. Помню я по своим личным встречам другого энтузиаста музыкального просвещения – хоровика И. Г. Руденко. Он руководит Краматорской хоровой капеллой и вместе с тем работает в школах, занимается с детьми пением, организует хоры а сарреllа. Нужно видеть, сколько сил, терпения, искренней любви вкладывает в занятия этот педагог, прививая ребятам любовь к музыке.
Музыкантам должны быть знакомы имена Н. И. Демьянова и А. В. Дорожкина, С. Г. Эйдинова из Магнитогорска. Они воспитали молодых певцов и инструменталистов, организовали десятки хоров и оркестров народных инструментов. Таких людей у нас много, а будет еще больше, значительно больше. И они достойно выполнят высокую, благородную задачу музыкального воспитания и просвещения широких народных масс.
«Советская музыка», 1956, № 10